forum.jpg"
banner_tp.png

Выступления руководства

30.01.2017

Статья «Время собирать» в журнале «Эксперт» Сергея Лебедева, Директора департамента стратегического планирования ПАО «Россети»

Время собирать

Сергей Лебедев, Директор департамента стратегического развития ПАО «Россети»

Модернизация тарифной политики и дальнейшая консолидация активов - важнейшие предпосылки устойчивого развития электросетевого комплекса

Публичное акционерное общество "Россети" - одна из компаний, от деятельности которых напрямую зависит стабильность инфраструктуры экономики. На ее долю приходится более 75% услуг по передаче электрической энергии в Российской Федерации.

С момента создания в 2013 году компания проделала большую внутрикорпоративную работу, утверждены единые политики и стандарты, по которым действуют все дочерние предприятия, и особое место принадлежит технической политике. Почти на 50% снизилась аварийность, на 30% сократилась длительность технологических нарушений.

Против убытков в 2013 году, в 2015-м компания получила прибыль в размере более 81 млрд рублей по МСФО. Ожидаем, что по итогам 2016 года этот показатель будет не ниже.

На 28% сократились удельные операционные расходы, более чем в два раза снизилась стоимость технологического подключения, на 1 процентный пункт, до 8,8%, сокращены потери.

В работе компании сегодня наступает новый период, появляются новые задачи и новые вызовы в жестких условиях тарифных ограничений. Как сохранить набранные темпы роста, не снизив надежности электроснабжения и доступности инфраструктуры для потребителя?

Тарифы, тарифы, тарифы

Считается, что чем больше местных факторов учитывает тариф, тем точнее он будет рассчитан, а чем точнее - тем и справедливее. Но именно в этом и заключается парадокс. Для неспециалиста порожденное таким подходом разнообразие тарифов, различающихся по регионам в разы, воспринимается как несправедливость: ведь всегда найдется тот, у кого тариф ниже. Заинтересован ли потребитель в таком многообразии?

В свое время в магистральном комплексе были разные тарифы в разных регионах. Когда был введен единый тариф, часть потребителей была недовольна. Прежде всего та часть, для которой он вырос. Вместе с тем были и те, кто выиграл, поскольку для них тарифы были снижены. Однако после весьма непродолжительного периода адаптации в конечном счете выиграли все - ведь для бизнеса, особенно для межрегионального, выгоден единый тариф, хотя бы потому, что теперь этот показатель не рассматривается в числе важных при принятии инвестиционного решения.

На первый план выходят другие показатели субъекта: трудовые ресурсы, дороги, налоговые условия и т. д.

Заинтересован ли в едином тарифе регулятор? Единый тариф в нашей стране не лозунг, не дань исторической памяти - это реальный инструмент макроэкономического регулирования. Единый, по понятным правилам изменяемый тариф - важный элемент долгосрочного планирования, выгодный как бизнесу, так и власти.

Логичным направлением модернизации тарифной политики также мог бы стать возврат к тарифному регулированию с 1 января, а не с 1 июля, как это происходит сегодня. В условиях текущей и прогнозной низкой инфляции это вполне оправданно.

Для электросетевого комплекса введение единого тарифа станет стабилизирующим фактором, позволяющим не только восполнять производственные фонды, но и модернизировать их. Как это сделать?

Для обеспечения надежного энергоснабжения федеральный регулятор должен ввести федеральную ставку на эксплуатацию. Затем регионы устанавливают (при необходимости) локальные надбавки на развитие инфраструктуры конкретного субъекта.

Важнейшим элементом должны стать соглашения с регионами о ведении регулируемой деятельности. В них должны быть прописаны все инвестиционные задачи, которые ставит регион перед компанией, и гарантирован долгосрочный тариф. Такая практика широко распространена за рубежом.

Конечный тариф для потребителя в основном состоит из цены на производство электроэнергии и тарифа на ее передачу. При прочих равных единый тариф на передачу будет способствовать развитию рынка электроэнергии, поскольку потребитель сможет объективно оценивать разницу в цене на электроэнергию.


От каждого по потребности

Один из определяющих показателей для современной электросетевой инфраструктуры - ее доступность. В этой части за последние годы компания предприняла ряд шагов, позволивших существенно - на треть - сократить сроки подключения потребителей.

По всей стране работает около тысячи центров обслуживания клиентов, успешно функционирует интернет-портал, где потребитель может подать заявку онлайн и отследить ее выполнение.

В условиях ограничения тарифов рост числа потребителей и объема оказываемых услуг - важнейший фактор аккумулирования средств на модернизацию инфраструктуры.

Что делать, если фактическая загрузка подстанций по новым присоединениям в разы ниже заявленной, а "Рос сети" несут затраты на строительство инфраструктуры, которая по факту не используется?

Это положение можно и нужно менять. Одно из решений - применение индивидуального подхода, а именно установление индивидуального тарифа на передачу для присоединяющегося клиента на определенный срок. Для сетевой компании техприсоединение лишь первый шаг на пути к основной услуге - передаче электроэнергии.

Обязательство приобретать услуги в заявленных объемах позволит сократить затраты на строительство сетевой инфраструктуры до уровня реальных потребностей.

Кроме того, важным представляется и то, что сегодня понятие "услуга по передаче электрической энергии" для потребителя и для сетевой компании различается. Потребитель покупает объем переданной энергии или фактическую мощность, в то время как сетевая компания продает предельную пропускную способность сети, по сути, толщину кабеля и мощность трансформатора, которые заказал потребитель. А последний зачастую перестраховывается и требует избыточных мощностей.

Сближение физики процесса с экономикой позволит не платить за излишнее сечение кабеля и трансформаторную мощность. Сетевой компании в меньшей степени важно, сколько киловатт-часов передано по ее кабелю: она несет расходы просто за его эксплуатацию в целом. Это сближение позволит в будущем перейти к безлимитным тарифам на передачу электроэнергии - по аналогии с компаниями сотовой связи, которые активно предлагают абонентам пакеты без ограничения количества минут разговора.

Действовать сообща

Для обеспечения развития и повышения эффективности экономики нашей страны необходимо синхронизировать планы развития территорий, отраслей промышленности и крупного бизнеса.

Во времена ГОЭЛРО и пятилеток СССР это было сведено в один документ, увязывающий планы развития промышленности и энергетики. Сейчас развитие электросетевого комплекса осуществляется на основе планов региональных властей и заявлений потребителей. В итоге не все проекты реализуются. И получается, что дефицитный инвестиционный потенциал сетевых компаний расходуется иногда не в то время или не в том месте. В одних местах остаются незагруженные центры питания, а в других, наоборот, сети трещат по швам. Как этого избежать? Или вводить жесткий государственный контроль за актуальностью планов развития, или идти по другому пути.

Возможно, следует устанавливать партнерские отношения. Потребитель и региональная власть должны быть финансово мотивированы на исполнение своих обязательств в срок или на их своевременную корректировку.

Особое значение здесь может иметь более тесное взаимодействие, кооперация региональной власти, инвесторов и сетей по ведению реестров региональных инвестиционных проектов.

Учет всему голова

Альтернатива ручному управлению - система четких правил. Следующая ступень развития - автоматизация. В части борьбы с потерями в сети и разногласиями по объему оказанных услуг необходим переход на новую интеллектуальную платформу коммерческого учета электрической энергии. Для этого необходимо построение системы сбора и передачи информации с использованием современных приборов учета, позволяющих передавать данные в единый центр.

Евросоюз к 2020 году ставит целью оборудовать удаленным сбором 80% точек учета, наш текущий уровень - менее 10%. Требуется принятие соответствующей федеральной программы, включая необходимый нормативный правовой базис. Не менее важен и экономический механизм, мотивирующий сетевые компании на автоматизацию учета: сэкономленные средства от сокращения потерь должны оставаться у них.

Единство для развития

В своей недавней статье министр экономического развития Максим Орешкин в числе ключевых проблем российской экономики отмечал высокий уровень транзакционных издержек, асимметрию информации из-за большого количества посредников. В сущности, большое количество сетевых компаний - это та же проблема. Ведь электрический ток "не замечает", как он переходит из одной сети в другую. А вот сопровождающая этот процесс экономика весьма чувствительна к таким переходам. Электроэнергия уже давно произведена и потреблена, а расчеты за нее по всей цепочке могут осуществляться годами.

Зачастую участниками этих технологических цепочек являются по факту государственные компании федерального, регионального и муниципального уровня. На долю последних двух приходится более 10% объема услуг по передаче. Значительное сокращение транзакционных издержек возможно за счет консолидации этой группы активов на базе "Россетей".

Закон о естественных монополиях четко определяет, что для монополии характерно снижение удельных издержек при росте масштаба. Сейчас основные государственные активы в электросетевом комплексе сосредоточены в "Россетях". Это тем более важно сейчас, когда современные технологии smart grid предусматривают возрастающую, самостоятельную роль потребителя и особую инфраструктурную роль сетей. Для этого сети должны развиваться как единый технологический и организационный комплекс по всей цепочке. Это требует особой синхронизации, невозможной в институционально разрозненном состоянии.

У нас накоплен достаточный опыт успешной централизации отдельных функций. Основная задача электросетевого комплекса - обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. Поэтому первой централизованной функцией стал технический надзор.

Рост надежности, о котором говорилось выше, в немалой степени обеспечен деятельностью Центра технического надзора - филиала ПАО "Россети".

Отражением результата нашей деятельности в области организации закупок является уже четвертый год подряд подтверждаемое лидерство в номинации "Гарантированная прозрачность закупок".

Несмотря на организационные сложности, мы реализовали проект создания Единого казначейства группы компаний ПАО "Россети", выполнив тем самым поручение президента Российской Федерации Владимира Путина. В результате не только получен весомый экономический эффект, но и обеспечен эффективный финансовый контроль.

На повестке дня - создание единого федерального центра обслуживания клиентов и центра технического заказчика. Последний призван вывести эффективность реализации инвестиционной программы на качественно новый уровень.

Увеличение масштаба операционной деятельности позволит последовательно, не снижая набранных темпов, продолжить выполнять задачи, поставленные указом президента РФ по созданию ПАО "Россети". Во-первых, рост надежности, в том числе за счет возможности оперативного перемещения ремонтных бригад и ресурсов в чрезвычайных ситуациях между регионами, централизации аварийного резерва. Во-вторых, это качественный рост управляемости по сравнению с действующим инерционным механизмом корпоративного управления, при котором на исполнение некоторых решений уходят месяцы вместо нескольких часов. В-третьих, новый потенциал снижения расходов (эффект масштаба в чистом виде). В-четвертых, возможность реализации концепции новой тарифной политики на основе единого тарифа, решение проблемы "последней мили". Наконец, решение государственных задач, включая проведение последовательной макроэкономической политики.

Такая компания получит возможность с большей эффективностью направлять ограниченные ресурсы на решение приоритетных задач - обеспечивать равную надежность энергоснабжения и подключение к сетям по доступной цене для всех потребителей.

Конечно, эта задача и технически, и организационно непростая, но поскольку в ее реализации заинтересован прежде всего потребитель, решение будет найдено.

Компания получит возможность с большей эффективностью направлять ограниченные ресурсы на решение приоритетных задач - обеспечивать равную надежность энергоснабжения и подключение к сетям по доступной цене для всех потребителей

Источник: Журнал «Эксперт»


Возврат к списку