Выступления руководства
banner_tp.png

Выступления руководства

30.09.2014

Деньги на интерес

Инновации возможны только в увязке с экономическими стимулами и стабильностью в регулировании.

Судьба резидента

В последние несколько лет внедрение инноваций в энергетике специально не стимулировалось, однако правительство обязало компании с государственным участием, которые составляют как в генерации, так и в транспорте электроэнергии большинство, направлять часть средств на программы инновационного развития. При этом и тарифное регулирование, и законодательство о закупках не стимулируют внедрение инноваций, поэтому в нормативно-правовую базу необходимо внести изменения, считают энергетики.

Также отрасль может воспользоваться разработками НИИ, вузов и инжиниринговых центров, инновационными решениями и продукцией стартапов, которые финансируются институтами развития в лице РВК, "Сколково" и "Роснано". Например, из 270 резидентов энергокластера "Сколково" более 70 компаний ведут разработки в области электроэнергетики.

Но, как справедливо отмечают эксперты, энергетики — люди консервативные, для отрасли характерны повышенные требования к надежности и защите от рисков, поэтому инновациям сюда проникнуть непросто. Причем инновационные продукты малого бизнеса почти не имеют шансов прорваться в мир большой энергетики, в отличие от менее капиталоемких отраслей, в силу особенностей законодательства. Российская закупочная система в первую очередь нацелена на заявителя с самой низкой ценой, преференций для российских или инновационных производителей в нормативной базе закупок не предусмотрено.

Ситуацию осложняет тарифное регулирование отрасли. До последнего времени регуляторы действовали просто: если энергокомпания снизила затраты на производство, сбыт или транспортировку продукта, ей на соответствующую величину снижали тариф на следующий регулируемый период. К сожалению, в России в стремлении к инновациям преобладают неэкономические факторы, сетуют в "Интер РАО". По мнению энергетиков, у отрасли нет экономических стимулов для внедрения новых технологий: "Вполне достаточно применять старые "по содержанию", хотя и зачастую новые "по форме" проверенные технические устройства. Основная тенденция — поддерживать старые фонды, а новое строительство вести как можно реже, используя типовые решения".

Диапазон оптимизации

Какие именно технологии и решения сейчас востребованы в российской энергетике? Для генераторов это создание новых материалов, позволяющих повысить эффективность применения в качестве генерирующих источников газовых турбин повышенной мощности, угольных энергоблоков на ультракритические параметры пара (температурой свыше 700°С и давлением свыше 30 МПа), крупных ветровых турбин, фотоэлектрических преобразователей, считают представители "Интер РАО".

В структуре ОАО "Интер РАО" для разработки и апробации инноваций работает фонд "Энергия без границ", который является заказчиком проекта по созданию опытно-промышленного образца высокоэффективной всережимной когенерационной ПГУ 20/25Т, обеспечивающей широкий диапазон независимого покрытия электрической и тепловой нагрузки. С ноября 2013 года также действует Центр нанесения защитных покрытий ОАО "Интер РАО", расположенный на территории Костромской ГРЭС. Проект центра разработан с привлечением участника "Сколково" ООО ТСЗП, специализирующегося на создании комплексных технологий нанесения покрытий для повышения энергоэффективности и ресурса энергетического оборудования. Центр позволяет обеспечить нужды "Интер РАО" в высокопрочных и долговечных покрытиях частей вращающихся механизмов, различной арматуры, лопаток турбин, что значительно увеличивает длительность их эксплуатации и межремонтные периоды.

Еще одно актуальное направление повышения экономической эффективности генерации — оптимизация расходов на топливо. Над разными технологиями повышения эффективности сжигания углей, замещения мазутного топлива для розжига угольных котлов работает сразу четыре стартапа из "Сколково": ООО "Экоэнергия", ООО "Энергетические технологии", ООО НИТ, ООО "Тохил".

Для электросетевых компаний наиболее перспективными являются проекты, увеличивающие надежность и доступность энергоснабжения потребителей путем повышения наблюдаемости и автоматизации сети, снижения капитальных и эксплуатационных издержек на передачу и распределение электроэнергии.

Три новых вида

В России сложилась уникальная ситуация, когда инфраструктурные отрасли ищут новые разработки не по принуждению государства, а потому, что трансфер готовых технологий из-за рубежа затруднен. Можно предположить, что ситуация осознанной необходимости позволит в ускоренном порядке разработать эффективную модель внедрения инноваций и адаптировать к этой модели нормативно-правовую и нормативно-техническую базы.

Одна из ключевых проблем развития инноваций — апробация и внедрение инновационного оборудования, услуг и технических решений. Именно на этой стадии обычно буксует большинство инновационных разработок, так как опытно-промышленная и пилотная эксплуатация — проекты дорогие и требуют от заказчика выделения значительных ресурсов.

"Россети" регламентируют три вида внедрений инновационного оборудования: точечное, серийную закупку инновационного оборудования и услуг для использования в новых и реализуемых проектах строительства, модернизации и реновации объектов электросетевой инфраструктуры, а также комплексные пилотные проекты. Для апробации сложных, особенно прорывных, технологических решений и инноваций в ОАО "Россети" реализуют комплексные пилотные проекты.

Поскольку электросетевой комплекс — это регулируемый сегмент, модель инновационного развития в нем должна отличаться от модели, применяемой в рыночном секторе, считают в компании "Россети". "Мы должны быть сконцентрированы не столько на собственных исследованиях и разработках, сколько на создании условий для широкого внедрения инноваций в производственно-хозяйственную деятельность группы компаний".

Но при этом компания "Россети", как и другие госкомпании, действует в рамках законодательства о закупках (закона 223-ФЗ), построенного на принципах равноправия всех участников закупочных процедур. В результате компания-заказчик не может ограничить круг участников закупок отдельными категориями, в том числе отдать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства, вузам, НИИ, научно-проектным и инженерным организациям. При этом правительство может принять отдельное решение о предоставлении преференций субъектам МСП, статус которых зачастую как раз имеют научно-исследовательские и инженерные организации. Директор департамента закупочной деятельности "Россетей" Юрий Зафесов также добавляет, что в холдинге реализуется программа, направленная на стимулирование к участию в закупочных процедурах компаний малого и среднего бизнеса, что предусмотрено "дорожной картой" (распоряжение правительства 867-р). "В целях увеличения доли закупок у малого и среднего бизнеса, а также расширения участия субъектов МСП в инновационном развитии "Россетей" мы разработали перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться только среди данной категории. В реализации программы НИОКР приняло участие более 100 контрагентов, из которых примерно 40% — представители малого и среднего бизнеса".

Одним из решений проблемы в ОАО "Россети" видят консолидацию заказов оборудования для всего электросетевого комплекса и заключения долгосрочных договоров поставки и софинансирования НИОКР на условиях государственно-частного партнерства.

Кроме того, "Россети" предлагают в качестве основного критерия при принятии решения о внедрении технологии использовать не только стоимость капексов (капитальных затрат) на его внедрение, но и общую стоимость владения оборудованием на протяжении всего жизненного цикла. Еще одна проблема — невозможность оценить эффективность технологий, влияющих на повышение надежности электросетевого комплекса. "Сегодня основная мотивация лежит в области экономической эффективности применяемых решений, выдвигая на первый план окупаемые, высокоэкономичные технологии,— говорит Роман Бердников, первый заместитель генерального директора по технической политике "Россетей". — Однако в силу специфики отрасли и модели регулирования мы вынуждены вкладывать значительные средства в обеспечение надежности функционирования электросетевого комплекса, где оценить прямую экономическую эффективность проектов не всегда возможно. Здесь как раз и необходимы меры стимулирующего характера со стороны регулятора". Также для стимулирования инноваций в тарифно-регулируемой отрасли "Россети" предлагают внести изменения в Закон об электроэнергетике (35-ФЗ), так как сейчас он ограничивает права сетевых организаций на строительство и владение объектами малой распределенной генерации, а также на возможность получения энергии от энергоустановок потребителя.

Инновации возможны только в увязке с экономическими стимулами, стабильностью в регулировании, считает председатель правления НП ТСО Александр Хуруджи. Если и дальше пересматривать тарифы, проводить перезагрузку RAB-регулирования, дополнять функционал энергетических компаний социальной ответственностью, стимулы искажаются. Становится все сложнее объяснить, для чего эта инновация, к какому положительному результату приведет. Поэтому можно бесконечно говорить о необходимости внедрения инноваций, но результат из-под палки будет тот, какой мы имеем.

Наталья Готова, Коммерсант, спецвыпуск «Энергетика» №176 от 30.09.2014 



Возврат к списку