forum.jpg"
banner_tp.png

Выступления руководства

14.02.2013

О безопасности объектов Единой национальной энергетической системы, создаваемой на базе ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК»

Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 20121 г. №256-ФЗ на основании исходных данных, установленных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. №459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования». О проведении категорирования рассказывает первый заместитель директора по безопасности ОАО «ФСК ЕЭС» Иван Алексеевич Гайченя.

На заседании организационного комитета, состоявшегося 10 октября 2012 г., его участники констатировали актуальность темы обеспечения надёжности и безопасности функционирования объектов ТЭК, а также обратили внимание на несовершенство и избыточность требований безопасности, что приводит к увеличению затрат и негативно сказывается на развитии отрасли и тарифах.Всё это непосредственно относится и к объектам электросетевого комплекса Единой национальной энергетической системы,создаваемой на базе ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК».

Невозможно осуществить в ограниченный период времени надежную антитеррористическую и противокриминальную защиту каждого, из почти500 000электросетевых объектов, находящихся в эксплуатации ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК».

Только на территории СКФО у нас располагается свыше 26 тыс. подстанций и более 125 тыс. км линий электропередач, находящихся большей частью на значительном удалении и в труднодоступной горной местности, что повышает их уязвимость и сложность в обеспечении защиты.

ФСК ЕЭС и Холдингом МРСК постоянно ведется работа по обеспечению антитеррористической и противодиверсионной защищенности распределительных электросетевых объектов Северного Кавказа, а во исполнение указаний Правительства РФ по итогам рассмотрения ситуации на Баксанской ГЭС работа на этом направлении получила новое наполнение.В соответствии с указанием Минэнерго России разработан и действует приказ «О дополнительных мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов электросетевого хозяйства».

Согласно вышеуказанному приказу во всех дочерних и зависимых обществах (ДЗО) и филиалах ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК в регионе укреплены подразделения безопасности. Создан Оперативный штаб по координации взаимодействия подразделений безопасности,задачами которого является обеспечение согласованности действий указанных подразделений в целях обеспечения безопасности электросетевого комплекса региона.

Наши приоритеты не ограничиваются только Северным Кавказом. Большая работа проделана по обеспечению безопасности объектов, задействованных для проведения саммита АТЭС. Продолжается работа по обеспечению безопасности объектов, связанных с подготовкой и проведением в 2014 году зимней Олимпиады в г. Сочи. Уже создана и функционирует рабочая группа Блока безопасности ОАО «ФСК ЕЭС» по обеспечению безопасности при подготовке и проведении тестовых соревнований (ноябрь 2012 - апрель 2013 гг.).

Для организации работы и разработки системы мер по усилению защиты объектов электроэнергетики в указанные регионы регулярно командируются руководители Блока безопасности.

В ФСК ЕЭС и Холдинге МРСК уделяется большое внимание осуществлению организационно-технических мер по защите сетевых энергетических объектов. Так только за 2010-2012 годы обществами по инвестиционной программе по разделу защита электроэнергетики вложено и освоено свыше 9,9 мрд. руб.

Справочно:

Если в 2010 году на повышение антитеррористической защищенности объектов Холдинга МРСК было затрачено около 657 млн. руб., то в 2011 году на эти же цели только в рамках инвестиционных программ (ИПР) выделено более 1,6 млрд. руб. Объем финансовых средств на усиление антитеррористической защищенности в рамках инвестиционных программ на 2012 год составляет более 1.8 млрд. руб., при этом планируется оснастить инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) 1076 объектов.


Наиболее важные объекты электросетевого комплекса обеспечены физической охраной, для которой привлекаются возможности ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, территориальных подразделений «Вневедомственной охраны» МВД России, частных охранных предприятий.

Большое количество энергосетевых объектов диктует необходимость создания комплексных территориально распределённых автоматизированных систем безопасности: ИКОМБ («Кубаньэнерго»), «Трассир» (МРСК Центра и Притволжья) и наиболее разветвленная система - Комплексная автоматизированная система управления безопасностью (КАСУБ) функционирует на 52 объектах ФСК ЕЭС.

В свою очередь указанные выше системы безопасности интегрируются в ситуационные центры и систему Единых центров управления безопасностью (ЕЦУБ). ЕЦУБ призваны обеспечить информационно-аналитическую поддержку системы управления безопасностью, что позволяет оперативно реагировать на срабатывания элементов ИТСО, обеспечивать своевременное управление инцидентами и событиями при изменениях оперативной, региональной и местной обстановки.

Безопасность энергетических объектов невозможно эффективно обеспечивать без взаимодействия с территориальными подразделениями силовых и правоохранительных структур. И такое взаимодействие у нас в большинстве регионов налажено (вплоть до заключения соответствующих договоров).

Для проверки состояния безопасности объектов, надежности функционирования ИТСО и физической охраны в ДЗО и филиалах ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК регулярно проводятся антитеррористические тренировки и учения. В 2011 году в Холдинге МРСК проведено 110 антитеррористических учений, в том числе 88 с привлечением территориальных подразделений МВД России, ФСБ России и МЧС России, а также 1379 антитеррористических тренировок. Одновременно регулярно, путем проведения учений с привлечением правоохранительных органов, проводилась оценка антитеррористической защищенности и оснащенности техническими средствами охраны объектов ОАО «ФСК ЕЭС». В этих целях на уровне субъектов РФ проведено более 100 крупных учений и тренировок антитеррористической направленности. По результатам проведенных учений снимаются учебные фильмы, готовятся методические рекомендации.

В то же время,напомню, в ФСК ЕЭС и Холдинге МРСК объектов около полумиллиона и не может быть речи об оснащении всех их ИТСО и, тем более, физической охраной. Ведь у нас, например, эксплуатируются и трансформаторные подстанции районного значения и подстанции, запитывающие важные военные и народнохозяйственные объекты. Соответственно, и подход к обеспечению их безопасности должен быть дифференцированным.В этой связи перед вновь созданным единым Блоком безопасности Общества стоит непростая задача по определению приоритетов в усилении безопасности объектов.

Поэтому большие возможности мы видим в процессе категорирования и паспортизации объектов, реализовав которые можно однозначно определиться в том, каким объектам уделять первоочередное внимание и, соответственно, планировать финансово-материальные ресурсы толи по ИПР, толи хозспособом.

Для повышения антитеррористической защищенности объектов Единой национальной энергетической системы и в целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Блоком безопасности ОАО «ФСК ЕЭС» разработан и реализован комплекс организационно-управленческих мер, утвержден ряд организационно-распорядительных документов, устанавливающих организационные и правовые основы обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности и надежной охраны объектов объеденённой энергокомпании.

Целью проведения категорирования объектов ЕНЭС является выработка дифференцированного подхода к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен в результате акта незаконного вмешательства.

Категорирование объектов осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ на основании исходных данных, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования».

Процесс этот не простой, поэтому Минэнерго России были разработаны Рекомендации по проведению категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, которые мы оперативно направили в регионы. По отзывам с мест они были полезны для формирования первичных планов работы по данному направлению деятельности. Министерство энергетики и в дальнейшем контролировало процесс категорирования и оказывало необходимую методическую помощь. Так, Статс-секретарь - заместитель Министра энергетики Сентюрин Юрий Петрович по данному вопросу выступал на нашем семинаре-совещании руководящего состава подразделений безопасности в Н. Новгороде в июле с.г., а также на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонина А.Г. 24 июля 2012 года вг. Пятигорске, в котором участвовали руководители блоков безопасности сетевого комплекса Общества в Северо-Кавказском федеральном округе. В аналогичных мероприятиях принимали участие и другие представители Минэнерго России.

С целью упорядочения процесса категорирования объектов Блоком безопасности Компании был разработан Регламент проведения категорирования и паспортизации объектов. Регламент разработан с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Федеральным законом от 21.07.2011 года № 256-ФЗ, и постановлениями Правительства Российской Федерации:

- от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, порядке его поведения и критериях категорирования»;

- от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации Паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса»;

- от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- от 22.12.2011 № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса»;

- от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

В соответствии с Регламентом, филиалами были изданы распоряжения о создании рабочих групп для формирования предварительных перечней объектов, подлежащих категорированию.

В целом по восьми филиалам ОАО «ФСК ЕЭС» из 829 объектов в предварительный перечень вошли 462 объекта.

 Справочно:
МЭС Волги – 18;

МЭС Востока – 34;

МЭС Зап. Сибири - 82;

МЭС Сев. Запада – 84;

МЭС Сибири – 49;

МЭС Урала – 45;

МЭС Центра – 69;

МЭС Юга – 81.


По тринадцати ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» в перечень для категорирования внесены 508 объектов.

Справочно:
ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - 52;

ОАО «МРСК Северного Кавказа» - 35;

ОАО «Тюменьэнерго» - 44;

ОАО «МРСК Волги» - 4;

ОАО "Ленэнерго" – 41;

ОАО «МРСК Сибири» - 20;

ОАО «МРСК Северо-Запада» - 7;

ОАО «МРСК Урала» - нет;

ОАО «МОЭСК» - 254;

ОАО «МРСК Юга» - 2;

ОАО «Кубаньэнерго» - 14;
ОАО «Янтарьэнерго» - 12;
ОАО «МРСК Центра» - 23.

Таким образом, общее количество объектов объединенной компании, в отношении которых проводится процедура категорирования, составило 970.

О том, что подход к составлению перечней был неформальным,свидетельствует тот факт, что если на 01.09.2012 ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» предполагалось включить в него 574 объекта, то после уточнения (на 01.11.2012) включено только 508. Я думаю, что это количество близко к оптимальному, т.к. львиную долю в нём составляют объекты МОЭСК - 254, ведь больше ни в одном городе и даже регионе нет такого сосредоточения стратегически важных объектов как в Москве.

Сформированные таким образом перечни объектов были направлены в министерства и ведомства субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами энергетики, в регионах, в которых расположены объекты для рассмотрения на заседании антитеррористической комиссии и утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В ОАО «ФСК ЕЭС» на 10.11.2012 из 462 объектов процедуру категорирования прошли 255объектов (из которых 201 объекту присвоена низкая категория опасности,26- средняя и 3 - высокая).

В настоящее время работа по категорированию объектов ОАО «Холдинг МРСК» в большинстве субъектов Российской Федерации также находится на этапе завершения.

В этой работе у нас есть свои лидеры. Так, в МЭС Западной Сибири категорирование всех 82 объектов и ОАО «Тюменьэнерго» всех 44 объектов завершено полностью, в настоящее время завершается работа по изготовлению Паспортов безопасности объектов, согласованию их в антитеррористических комиссиях субъектов федерации и утверждению руководителями предприятий.

Все мы убедились, процесс категорирования длительный и сложный, и в ходе него возникает много вопросов. В этой связи руководители ряда блоков безопасности воспользовались возможностью, которую предоставил Институте переподготовки кадров ТЭК Минэнерго России по теме: «Организация и порядок проведения работ по категорированию и паспортизации объектов ТЭК".

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.2011г №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» составляется Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к закону на основании результатов категорирования данного объектав зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации. В этой связи полезной является разработанная Минэнерго России и направленная нам «Методика отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к критически важным объектам», хотя надо признать, что ряд изложенных в ней расчетов является весьма сложным.

В связи с тем, что в большинстве филиалов и ДЗО процедуру категорирования проходят не все объекты, Департаментом региональной безопасности в адрес филиалов и ДЗО направлялось разъяснительное письмо, в котором рекомендовалось Паспорта безопасности по форме, утвержденной ФЗ №256 составлять пока только на объекты, прошедшие категорирование, с последующим направлением копии паспорта в уполномоченные органы, определенные федеральным законодательством.

Указанным выше Регламентом, определено, что с момента начала проведения категорирования объектов, филиалами и ДЗО должна проводиться работа по составлению проектов Паспортов безопасности объектов, включенных в перечень объектов, подлежащих категорированию. Это позволит после проведения категорирования в кратчайшие сроки закончить работу по созданию Паспортов безопасности объектов и направить их для согласования антитеррористическими комиссиями субъектов федерации и утверждению руководителями предприятий.

На объекты, не включенные в перечень и не прошедшие категорирование, паспорта безопасности уже были составлены ранее согласно действующим нормативным документам Обществ, и мы их приведём в соответствие на втором этапе работы.

Что касается сроков проведения категорирования, то было разъяснено, что в настоящее время предельные сроки проведения категорирования объектов ТЭК ни одним из действующих нормативно-правовых актов не установлены.

В тоже время, в ходе проведения 03.10.2012 видеоселекторного совещания у заместителя Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» В.С. Шукшина по вопросам проведения категорирования энергообъектов и их оснащения ИТСО (они проводятся регулярно), всем филиалам и ДЗО была поставлена задача, закончить категорирование объектов до конца декабря 2012 года. Указанный срок завершения работ был поставлен с учетом рекомендаций Минэнерго России.

По окончании категорирования, создания и утверждения Паспортов безопасности объектов, объекты должны быть включены в Реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого, согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 №1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса» осуществляет Министерство энергетики РФ. Данное требование не распространяется на объекты, которые не прошли процедуру категорирования, и которым не будет присвоена соответствующая категория опасности.

Приоритетность обеспечения защиты таких объектов мы планируем предусмотреть в рамках процессах ранжирования объектов, которое проводили ранее, за счёт средств, выделяемых на ремонтные и другие работы.

Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК установлены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. №458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Необходимо также отметить, что реализация ФЗ №256-ФЗ по приведению системы физической, инженерно-технической охраны и противодиверсионной защиты объектов в соответствие с требованиями, в зависимости от присвоенной категории, потребует значительных денежных затрат, что нами будет учтено при формировании очередных инвестиционных программ. Процесс этот будет болезненным, так как многие основные средства в энергетике значительно изношены, а руководители предприятий будут вынуждены вкладывать существенные финансовые средства в безопасность, что может привести к росту тарифов на электроэнергию.

Надо иметь в виду, что завершая процесс категорирования и паспортизации, мы не завершаем работу в целом. Она нами будет продолжена по вновь возводимым объектам, где необходимо заблаговременно планировать вопросы их защиты с учетом требований по категорированию и включить материально-технические затраты в стоимость проектов. Кроме этого, нам ещё предстоит перевести паспорта безопасности в электронный вид (в отдельных наших филиалах и ДЗО такой опыт есть) и поддерживать их в актуализированном состоянии. По объектам, которые подпадают под действие законодательства в области гостайны, мы будем формировать соответствующие выписки, не противоречащие закону.

В конечном счете, весь этот процесс мы планируем интегрировать в систему Комплексной автоматизированной системы управления безопасностью (КАСУБ), которая создана и проходит процесс опытной эксплуатации в СКФО, ДФО и ЦФО. Указанная система уже доказала свою эффективность в повышении антитеррористической и противокриминальной защиты объектов электросетевого комплекса.



Возврат к списку