banner_tp.png

Им подвластна стихия

Им подвластна стихия 22.12.2016

«В ночь с 10 на 11 ноября по южной и северной частям Калужской области прошли два циклона, сопровождавшиеся ледяным дождем, мокрым снегом и сильным ветром. Они стали причиной технологических нарушений в электросетях области. А 11 ноября на регион обрушилась вторая волна мощного атмосферного фронта, что привело к новым отключениям».

Это лаконичная информация о природном катаклизме, случившемся в Калужской области совсем недавно. За нею – без преувеличения героический труд людей, в сравнительно короткий срок устранивших последствия стихии. В числе многих аварийных бригад (и калужских, и прибывших им на помощь) восстановление электроснабжения вели работники службы ЛЭП ПО «Калужские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (входит в группу компаний ПАО «Россети) - «Калугаэнерго».

На пределе возможностей

- Тяжело пришлось? – спрашиваю начальника службы ЛЭП Михаила Кукушкина.

– Не то слово.

В ночь с 10 на 11 ноября, когда прошел ледяной дождь, служба линий электропередачи, поднятая по тревоге, на работу в полном составе вышла в четыре часа ночи. Закончилась их тревожная смена почти через сутки, к двум часам ночи уже следующего дня. Передышка была недолгой. С восьми утра и до полуночи снова на линии. В общем, в эти дни работали практически круглосуточно.

И не запредельная протяженность смен была основной трудностью для энергетиков. Как правило, самые серьезные неприятности случались в наиболее труднодоступных местах.

– Когда мы восстанавливали электролинию «Осеньево-Дубенки», я поднимал техническую документацию, – рассказывает Михаил Владимирович. – В ней отмечено, что по большей части линия в течение 9 месяцев в году практически недоступна для техники.

В советские времена хорошие земли использовались в сельхозпроизводстве. Электролинии вели над самыми бросовыми землями – через овраги, болота. Это наследие и досталось российским энергетикам. Порой проехать даже на высокопроходимой технике невозможно, приходится идти пешком, на лыжах. Это тяжело. Аварии ведь происходят, не когда тепло и светит солнышко, а когда случаются природные катаклизмы.

Откуда свет? Из выключателя

Легендарные строители высоковольтных ЛЭП навсегда вошли в историю советских великих строек благодаря творчеству певцов таежно-комсомольской романтики Пахмутовой и Добронравовым. И заслуженно! Также эти песни считают своими гимнами энергетики-линейщики, кто ежедневно эти линии обслуживает, ведь экзотики с сединой в проводах от инея и им тоже достается немало.

Кстати, опыт строительства ЛЭП у калужских линейщиков тоже есть. В девяностые годы они собственными силами перестроили все линии на деревянных опорах, поменяв их на бетон и металл. Сейчас массового строительства нет, но заменить десяток-другой опор для них не проблема. Основная же задача – содержание и ремонт электролиний, точечная замена опор, устаревшей изоляции. Работа повседневная и, казалось бы, рутинная. Но и в ней порой случаются драматические повороты.

- Наиболее частые причины аварий на линиях, особенно на сетях 10 кВ, – падение деревьев. Потому огромное внимание ежегодно мы уделяем расчистке и расширению просек, - говорит  Михаил Кукушкин.

Ведь как привычен городской комфорт: пришел домой, щелкнул выключателем – и вот тебе свет. Потому что для большинства горожан откуда берется электричество? Из выключателя. И мало кто задумывается, что это результат гигантского труда многих тысяч людей.

Биг Босс

В службу ЛЭП Михаил Кукшкин, ее нынешний руководитель, пришел во второй раз. Здесь начинал работу, а несколько лет назад вернулся сюда из федеральной сетевой компании.

Установить производственные и личные контакты с персоналом службы удалось без труда. А вот дисциплинировать приходится через жесткие требования. По-другому нельзя.

– Мы стремимся минимизировать риск несчастного случая, – объясняет Михаил Владимирович. – Беспокоимся о том, чтобы наши люди каждый день возвращались домой целыми и невредимыми.

Как новый руководитель, Кукушкин, можно было бы подумать, выглядел в глазах подчиненных носителем неоправданно жестких требований.  Но вот год назад ко Дню энергетика монтеры службы ЛЭП подарили ему почетную каску с надписью «Биг Босс» и вручили самодельный почетный нагрудный знак «Лучший руководитель».

– Для меня это достаточно высокая оценка, – с нескрываемым удовольствием рассказывает лауреат. – Мой опыт работы в службе позволяет понимать нужды подчиненных и относиться к ним с уважением.

Как становятся энергетиками?

По-разному. Кукушкин пошел по потомственной линии, энергетиками у него были и отец, и дед. Отец в этой же службе и работал, сюда и сына позвал.

– Сначала, – честно признается Михаил Владимирович, – не хотелось. Посмотрел – высокие опоры, морозить нос никому не охота.

Но, как оказалось, здесь, как он выражается, нашел свою стезю. В службе прошел все этапы, ничего не пропуская, – от монтера до начальника службы.

Заместитель начальника службы Юрий Емельянов до прихода в электросети был в театре рабочим сцены, хотя закончил Бауманский университет. Мастер Анатолий Третьяков учился в гуманитарном вузе, но на работу пришел сюда. Потом техническое образование получил в Смоленском филиале Московского энергетического института. Монтеры Артур Павлов и Игорь Коновалов сейчас учатся в Смоленском филиале МЭИ.

Обо всех Михаил Владимирович отзывается исключительно положительно. Самый старший по возрасту в службе водитель КамАЗа Владимир Павлович Корольков. Сорок пять лет трудится на одном месте. И, кажется, разбуди его среди ночи, даже не проснувшись, довезет до любой опоры в своей зоне обслуживания, уверен Кукушкин. Не хотелось бы такого водителя отпускать на пенсию.

Народ в службе такой, что, случись в сетях вакансии, кто-то мог бы гарантированно пойти на повышение, чего, откровенно признается, ему не хотелось бы. Из вполне понятных  соображений руководителя. С другой стороны, душу греет профессиональная гордость: растут кадры. Ведь кто-то из них, возможно, и ему самому со временем придет на смену.

Текст, фото: Николай ВАЛЕНКО.


Возврат к списку

-->