Александр Уляшев: «На выбор профессии повлиял пример отца»
banner_tp.png

Александр Уляшев: «На выбор профессии повлиял пример отца»

Александр Уляшев: «На выбор профессии повлиял пример отца» 21.11.2016

На страничке в социальной сети у Александра Уляшева всего одна картинка – на рисунке, сделанном карандашом, наш герой указывает рукой на предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а в любимых цитатах – «Кто понял жизнь – тот не торопится!». Александр – старший диспетчер Центра управления сетями филиала МРСК Северо-Запада (входит в группу компаний «Россети»). «Комиэнерго». О том, как парень из далекого села начал в 23 года преподавать в институте, а  потом стал одним из ведущих инженеров энергокомпании, в нашем интервью.

- Александр, кем вы мечтали стать в детстве?

- Точно не энергетиком. В детстве я мечтал стать летчиком – тогда мне казалось, что это серьезная мужская профессия. Но мои взгляды изменились, и повлиял на них пример моего отца.

- Каким образом?

- Папа начинал с водителя, но параллельно учился заочно на энергетическую специальность в Ленинграде. После получения диплома он пришел в энергетику - в Усть-Куломский РЭС «Комиэнерго». Имея диплом о высшем образовании, отец начал с самых низов - с рядового линейщика. Я видел, как он в любое время суток может уехать на ликвидацию аварии: моргнул свет, и мой отец уже готов к звонку дежурного и выезду на линию. Именно тогда мне пришлось воочию убедиться в ценности данной профессии.

Меня настолько привлекла востребованность профессии энергетика, что после окончания школы сомнений кем стать у меня уже не было. Шел 99-ый год, и в нашей республике не было ВУЗов, которые готовят энергетиков. Должна была приехать приемная комиссия Московского энергетического института, однако в последний момент у них все сорвалось, и я поступил на механика в Сыктывкарский лесной институт. Но как только узнал, что в нашем институте открывается направление «Электрификация и механизация сельского хозяйства», я, не смотря на отличные оценки, забрал документы и заново сдал все вступительные экзамены. Так я дважды стал первокурсником одного института.

- За 5 лет учебы не возникали сомнения в правильности сделанного выбора?

- Ни разу. Наоборот, всегда с нетерпением ждал новых предметов. О многих из них был наслышан от своего отца, который меня морально готовил: «Вот этот предмет будет простым, а этот – сложным». Я все ждал-ждал трудностей, в итоге окончил институт с красным дипломом.

- Но учеба в институте – это не только предметы и теория, но и практика…

- Свою первую производственную практику мне посчастливилось пройти в родном Усть-Куломском РЭС. Удалось поездить как с оперативно-выездными, так и ремонтными бригадами, старался узнать как можно больше о специфике их работы. Бывало, что по возвращению домой после рабочего дня с в стройбригаде, в дверях встречал отец, собирающийся на устранение аварии. Я разворачивался и ехал с ним на восстановление электроснабжения потребителей. Естественно, что меня со второй группой по электробезопасности не везде допускали к работам, но я видел, как все это делается – практика была полноценная.

В то лето мы, наконец, провели капитальный ремонт 13-го «счастливого» фидера – еще в детстве я от отца постоянно слышал о его отключениях. Мы заменили оборудование, перевесили провода на новые опоры, - я увидел, как место старой линии заняла новая, - было приятно осознавать свою причастность к этой победе.

Следующая практика была уже в диспетчерском управлении - пытался собирать схемы, считать режимы. Но эта спокойная офисная, в какой-то мере скучная работа не шла ни в какое сравнение с активной полевой работой. И я даже пожалел, что вновь не выбрал практику в РЭС.

- Александр, по вашим словам, у вас тяга к полевой работе. Но тогда как вы стали преподавателем ВУЗа?

- После института меня и еще несколько сокурсников порекомендовали в аспирантуру при Коми научном центре. Я подумал «почему бы и нет». Вот только официально работать кроме как преподавателем я не мог. Моим предметом в Сыктывкарском лесном институте стали «Электрические машины» - теория об электромагнетизме, устройстве и принципе работы трансформаторов, синхронных и асинхронных машин, машин постоянного тока. Предмет, откровенно говоря, нудный. Но я, помня, как нам его преподавали, решил изменить способ подачи материала: старался говорить на понятном студентам языке, объяснял принципы работы машин буквально «на пальцах», используя все познания как физики, так и математики.

Если честно, студент сегодня стал пытливее. Мне нравилось, когда на переменах ребята обступали меня, задавая дополнительные, на их взгляд, каверзные вопросы - видно, что люди не просто отсиживали пары, им были интересны предмет и профессия. Студентам же я всегда говорил: начинайте с низов и не расстраивайтесь, если вам предлагают полевую работу электромонтера – для вас это лучше всего. Это колоссальный опыт, который в будущем вам обязательно пригодится в работе.

- Почему не остались преподавать в институте?

- За 3 года аспирантуры сдал кандидатский минимум, но немного разочаровался в научной деятельности – понял, что это работа не для человека 25 лет. На одной теории далеко не уедешь – мне нужна была практика, работа на производстве. Поэтому, так и не закончив работу над диссертацией, я принял предложение о работе в «Комиэнерго».

- А возможно, что в будущем вы вернетесь к диссертации?

- Очень даже возможно. Мой научный руководитель и заведующий кафедрой мне периодически об этом напоминают. За время работы на производстве появился огромный задел. Но хочется, чтобы результаты моей научной работы носили не только теоретический, но и прикладной характер, были полезны людям.

- Александр, сегодня в «Комиэнерго» вы занимаетесь диспетчерским направлением. Почему? Оно же для вас не было интересным…

- После разделения с Коми РДУ в «Комиэнерго» возникла необходимость в Службе электрических режимов, и меня пригласили на работу под определенное направление. На тот момент еще не было расчетной схемы сетей, и в первый же день работы передо мной поставили задачу – рассчитать предельные возможности нового транзита «Ухта-Помоздино-Восточная». Для этого требовалось собрать математическую модель транзита и провести тщательный анализ путем расчетов различных режимов работы. С первой задачей я неплохо справился. Но следующая задача была масштабнее – создание модели электрической сети Республики Коми.

Вся схема, которая сейчас на диспетчерском пункте, до каждого узла была переведена в программный комплекс. Немало труда ушло на расчет параметров множества трансформаторов и линий. Работа спорилась, и меньше чем за год в распоряжении службы электрических режимов появилась полноценно работающая схема распределительных сетей Республики Коми. Хотя поначалу многие коллеги из профильных организаций относились к этой идее скептически, но в итоге мы доказали, что это возможно и, главное, работает.

Что для вас энергетика?

-  Энергетика – это образ жизни. В энергетику надо приходить по призванию. Своим студентам я часто говорю – «Если чувствуете, что это не ваше, то лучше ищите себя в другой сфере, иначе вы об этом будете просто жалеть». Выбор профессии – это большая ответственность.


Возврат к списку